В данном разделе Вы можете задать любые интересующие Вас вопросы. Мы постараемся дать ответы исходя из Священного Писания и Предания, трудов святых отцов и личного опыта священнослужителей. С Вашего согласия вопрос и ответ на него будут опубликованы на этой странице.
Внимание, если Вы хотите обсудить серьезный вопрос, требующий подробного описания, диалога, отправьте его, пожалуйста, на нашу электронную почту (dubrovka.orthodox@gmail.com). Будем рады Вам помочь.

Как пригласить батюшку для немощного для исповеди?
Валерий

моб. тел.: (29) 728-51-59

Слава Богу! Подскажите в чём отличие сретенской свечи от обычных? Много рассказов ходит о «громничных свечах», но хотелось бы знать истинную правду. Спасибо за ответ.
Татьяна

Уважаемая Татьяна! Вы хотите знать истинную правду? Что ж, извольте. "Сретенскими" в обиходе называют свечи, освящённые на праздник Сретения Господня. Однако, чин освящения свечей на праздник Сретения отсутствует в Греческой Церкви. Впервые он был введён в практику Православной Церкви после того, как в 1646 г. митрополит Киевский святитель Пётр (Могила) издал составленный им "Требник". Этот Требник содержал 37 чинов, никогда до этого в богослужебных книгах Православной Церкви не встречавшихся. Некоторые из них являются переработанными переводами чинов из латинского "Римского Ритуала". К числу латинских заимствований в Требнике святителя Петра относится и чин освящения свечей на праздник Сретения. У католиков есть такой обряд - шествие со свечами на Сретение. Для этого обряда свечи у них и освящаются. Однако в православном богослужении отсутствует что-либо подобное католической сретенской процессии. Из-за этого теряет свой смысл и сам чин освящения свечей на этот праздник. Действительно, зачем освящать свечи и приносить их именно на Сретение, если в православной богослужебной традиции этот праздник не предполагает какого-то особого использования свечей? В смысле и значении самого праздника Сретения нет ничего такого, что вызвало бы необходимость сделать особый акцент на употреблении свечей в богослужении этого дня.

В Польше праздник Сретения получил название праздника Громничной Божией Матери: отголосок языческих славянских мифов о празднике Громниц, связанном с почитанием бога-громовника и его супруги. Здесь после праздничной службы свечу по возможности старались принести домой горящей. С нею обходили вокруг дома, а внутри на потолке огнём свечи выжигали кресты. Это делалось, чтобы защититься от нечистой силы и пожара. Сами освящённые на Сретение свечи у поляков, украинцев, белорусов стали называться громницами или громничными. Вообще, отголоски языческого поклонения огню долго сохранялись в народе. Ряд поверий, связанных до принятия христианства со священным огнём, был в народном сознании перенесён и на свечи, освящённые на праздник Сретения. Эти поверья образовали устойчивый комплекс, распространенный по всей территории Европы. Наиболее известно верование, что если освящённую на Сретение свечу зажечь во время грозы, то можно защитить дом от молнии. Такой свече приписывалась магическая способность отгонять бесов и ведьм, гром и молнию, дождь и град. На Украине её зажигали и в случае пожара в селе. Убеждение, что зажжённая свеча может уберечь от попадания молнии и пожара, основывалось, по-видимому, на суеверии, что "огонь на огонь не пойдёт". Например, в некоторых местностях во время пожара затапливали печь в доме, соседнем с горящим, веря, что огонь против огня утишит пожар. У русских в северо-западных областях и белорусов с зажжённой громницей возвращались из церкви и гадали по ней. Дымом от сретенской свечи чертили кресты на потолочных балках. Крестьяне западнорусского края в праздник Сретения поджигали друг другу крестообразно волосы сретенскими свечами, считая, что это помогает от головной боли. Полагали также, что освящённую на Сретение свечу нужно зажигать при особенно трудных жизненных обстоятельствах, например, когда кто-либо из членов семьи был болен или при смерти. Сретенскую свечу давали в руки умирающему, чтобы ему было легче "отходить" и чтобы отогнать нечистую силу. Такие верования до сих пор распространены среди католиков - от Испании до Украины.

   В большинстве великорусских губерний до революции не было освящения свечей на праздник Сретения. Однако, свойствами магического оберега, относившимися на западе к "сретенской" свече, здесь наделялась свеча "четверговая" (с которой стояли в церкви на службе во время чтения 12-ти Евангелий вечером в Великий Четверг) и "пасхальная" (с нею обходили церковь во время крестного хода на Пасху).

    Как видим, приписывание церковным свечам значения магического оберега было широко распространено. Но, конечно, такое суеверное отношение к свечам не имеет никаких оснований в учении самой Церкви. Согласно православной традиции, горящая пред иконой свеча - это знак нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию, всегда обильно посылаемую всем, кто с верой и молитвой притекает ко Господу и святым Его. Возжжённая свеча - символ нашей пламенеющей и благодарной любви к Богу. Нет "более благодатных" или "менее благодатных" свечей, и, например, "пасхальная" или т.н. "громничная" свечи не обладают большей "святостью", чем "обычная" освящённая в церкви свеча.

   Таким образом, чин освящения свечей на праздник Сретения был воспринят в XVII веке из католической традиции. Приписывание "сретенским" (или любым другим) свечам каких-то особых свойств коренится не в христианском вероучении, а в языческом мировосприятии, когда человек желает, исполнив некий ритуал, приобрести талисман, защищающий от житейских бед и скорбей, и при этом не прилагать никаких усилий к исправлению своей жизни.

   Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: "Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живёшь, - то напрасна и жертва твоя Богу".

иерей Алексий Титов

Слава Богу. Мою родственницу зовут Яной, а как её упоминать о здравии, ей это надо, какое имя при крещении ей дали она не знает, знает только, что крестили. Мне говорит, пусть будет Иоанна. Спаси Бог.
Наталия, Брест, Дубровка

Уважаемая Наталья! Да, в записках Вашу родственницу можно писать, как Иоанна.

Слава Богу. Прочитала, что в воскресенье нельзя класть земные поклоны, а у нас в храме прихожане это совершают и я в том числе. Я и раньше читала, что в праздники и воскресные дни нельзя, но мне как-то стыдно, если рядом стали на колени, а я стою. Как правильно? Спаси Бог.
Наталия, г.Брест, Дубровка

Уважаемая Наталья! Действительно, по церковному Уставу не положено совершать земных поклонов в воскресные дни. Но тот же Устав говорит, что «церковный обычай не возбраняет мирянам, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать земные поклоны и коленопреклонения во вся дни, для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний». Этим и руководствуйтесь. Храни Господь.

иерей Алексий Титов

Здравствуйте. Простите за такой вопрос. Сталкиваюсь с верующими людьми, которые говорят, что мы поклоняемся Богородице и другим святым, и это идолопоклонство. Но мы же их почитаем, и Богом это не запрещено ведь? Говорят, службы им нельзя служить. Эти люди могут очень сбивать с пути других людей. Говорят убедительно, руководствуясь Библией, мол, там ничего не сказано про почитание святых. Сказал это адвентист. Кто это такие? Как им отвечать? Ни в коем случае я не хочу свернуть с пути верного, но иногда боюсь, что могут меня запутать, и будет казаться, что я не на правильном пути. Я молюсь и прошу заступничества разных святых, но так же и Богу молюсь, он на первом месте.
Анна

Уважаемая Анна! Адвентисты – это сектанты, такие же, как баптисты или протестанты. Они признают только Священное Писание, учат о скором пришествии Спасителя, об обязательности празднования субботы, а не воскресенья, не признают иконы, не едят свинину, моллюсков, ракообразных, не пьют алкогольные напитки, кофе и чай, не признают никаких праздников, и другое. Про почитание святых, Божией Матери и поклонение иконам, что всё это идолопоклонство – это вообще их любимая «старая песня о главном». Спорить с баптистами, протестантами и адвентистами, что-то им доказывать - абсолютно бесполезно, уж поверьте. У каждого из них есть своя “конфессиональная слепота”: они не замечают в Писании тех или иных текстов. Знают их, читают - но не придают значения. Например, у адвентистов любимый стих - заповедь о соблюдении Субботы. И новозаветные повествования об апостольских собраниях “в первый же день недели” (Деян. 20, 7), “по прошествии Субботы” они не замечают. Мы, православные, тоже празднуем субботу. Но ещё мы празднуем воскресенье. Разрешает ли Писание иные праздничные дни, кроме субботы? — Конечно. Ветхозаветные праздники отмечались не только в субботы, и празднование длилось по нескольку дней. Но если евреям в ветхозаветную пору можно было веселиться не только по субботам - почему же христианам не праздновать день Воскресения Спасителя (не забывая при этом почтить и субботу)? Празднование воскресенья - это не перенос субботнего праздника, но самостоятельный праздник, не отменяющий собою чествование субботы. Суббота в православном Богослужении и богословии до сих пор праздничный день. Субботы, как и воскресные дни, празднично выделяются из дней Великого Поста, в них совершается праздничное, а не постовое Богослужение, служится полная Литургия, не читается покаянная молитва Ефрема Сирина, не делаются земные поклоны. Что касается почитания икон - сколько православные ни показывают им в Библии ветхозаветные повеления о создании изображений херувимов - они всё равно не видят никаких иных библейских свидетельств об изображениях, кроме как “не делай никакого изображения”. Если к вам подойдёт протестант или адвентист и скажет — “как вы смеете делать иконы, если в Библии это запрещено!” - попросите его предъявить паспорт, раскрыть его на той страничке, где находится его фотография, и затем напомните ему текст из Второзакония 4, 16: не делай “изображений <…> представляющих мужчину или женщину”. Если понимать этот текст, как они это делают, буквально, то протестанты сами окажутся нарушителями этого библейского установления. Утешить их можно только указанием на то, что Сам Господь был “нарушителем” ригористичности Своей заповеди. Он сказал, что нельзя делать изображения гада - и Он же повелевает излить медного змея (Числ. 21, 8-9). Нельзя изображать животных - и вдруг Иезекииль видит небесный храм, в котором есть резные изображения херувимов с человеческими и львиными лицами (Иез. 41, 17-19). Нельзя изображать птиц - и от Бога же исходит повеление излить херувимов с крыльями, то есть в птичьем облике. Для справки, кстати, давным-давно уже баптисты, протестанты и адвентисты не считают православных христиан язычниками за то, что мы молимся иконам. Они уже давно поняли, что это не идолопоклонство. Как сказал один протестантский богослов: «Это наши уличные проповедники от неграмотности такие глупости говорят. В некоторых наших невеждах ревность не по разуму. Конечно, православное богословие иконы вполне соответствует учению Библии». Что касается нашего почитания Божией Матери - Пресвятая Богородица спасает нас Своими молитвами ко Творцу и Сыну Своему. Как земные мамы спасают детей от разных бед, так и Матерь Небесная не оставит в беде чад Своих. Матерь Божия не заслоняет Собой Сына, а становится вратами к Нему. Она не заменяет Собой Крестную жертву, а направляет наши молитвы к Страдавшему на Кресте Спасителю. То же самое относится и к молитве святым угодникам.

Вообще, неподготовленному человеку нельзя вступать в прямой богословский  диспут с адвентистами, протестантами, мусульманами и т.д. И даже если Вы образованы и в нём выиграете - добьётесь противоположного результата, они только озлобятся, обидятся. Лучше доказывайте им истинность нашей православной веры своей собственной жизнью. Помоги Вам Господь.

иерей Алексий Титов

Слава Богу. Подскажите, как правильно исповедоваться? Боюсь идти на исповедь, не знаю, как правильно нужно исповедоваться. В литературе написано, нужно кратко излагать грехи. Как сформулировать именно грехи? Можно ли называть, допустим, "согрешил гордостью"? Спасибо Вам за ответ.
Виталий

 Уважаемый Виталий! Самое главное — не откладывать в долгий ящик то, чего просит и к чему стремится Ваша душа. Перед исповедью постарайтесь внимательно вспомнить свою жизнь, всё то, в чём совесть упрекнёт, то, о чём поскорее хочется забыть, о чём лукавый будет нашёптывать: «А вот этого не говори, слишком давно, слишком стыдно, слишком невозможно выговорить и объяснить» — это как раз и нужно принести на исповедь вместе с решимостью к одним грехам никогда не возвращаться, а с другими страстями и греховными привычками вести бескомпромиссную борьбу.

Не стоит бояться исповедующего священника. Именно ему, как никому, хорошо известно, как слаб человек, как часто способен заблуждаться. Потому не надо опасаться ни осуждения, ни презрения, и исповедоваться ничего не утаивая, не смущаясь и не стыдясь ложным стыдом «что обо мне батюшка подумает?». Для батюшки грехи - это не новость, он всё это слышал сотни раз. Сознавая и свои недостатки, и то, что безгрешных людей не бывает, любой священник с радостью всегда приветствует каждого человека, который стал на путь спасения и пришёл на исповедь.

На исповеди нет необходимости в подробности описывать грехи. Называть их нужно так, чтобы исповедующий священник понял, о чём идёт речь, но в подробности входить не нужно. Достаточно сказать: согрешил гордостью, обидчивостью, ревностью, завидовал, нарушал посты и постные дни, обманывал, сквернословил, небрежно относился к своим обязанностям, забывал молиться и т.д.

Нужно также помнить, что на исповеди важно не скрупулёзное перечисление грехов, а глубина и искренность покаянного чувства. Ведь Господь – Сердцеведец, а не бухгалтер.

Для более глубокой подготовки к Таинству Исповеди, можно воспользоваться брошюрой "Опыт построения исповеди" архимандрита Иоанна Крестьянкина. Помоги Бог.

иерей Алексий Титов

Здравствуйте. Можно причащаться 20 января, если не постился 3 дня накануне, так как святки? Спасибо за ответ.
Людмила

Уважаемая Людмила! Практика причащения каждого человека не может быть полностью регламентирована. Подготовка к причастию (в том числе, в период святок) зависит от человека, т.е. от того, как часто он причащается. Тем, кто причащается часто - скажем, каждую неделю - достаточно соблюдать установленные посты, все постные дни, и им, в течении всего года, можно причащаться, не соблюдая пост в пище. А вот тем, кто причащается совсем редко, и по какой-то причине нуждается в Таинстве Причастия именно в период сплошных седмиц, в период святок, я бы, пожалуй, всё-таки посоветовал попоститься несколько дней. Иначе, получается некая хитрость – подожду святки, или светлую седмицу после Пасхи, там поститься не надо, вот тогда и причащусь...   Благослови Вас Бог.

иерей Алексий Титов

Доброго вечера. Подскажите, пожалуйста, как правильно поступать и отвечать людям, которые приглашают тебя в гости праздновать Новый год, зная, что ты не отмечаешь этот праздник, а пытаешься соблюдать пост и ждёшь Рождество? Обидеть никого не хочется отказом. Как быть? Спасибо за Ваш ответ.
Николай

Уважаемый Николай! Как «совместить» светские праздники и православные посты - на этот вопрос нет единого и жёсткого «догматического» ответа: когда-то стоит поступить так, когда-то — иначе, исходя из обстоятельств жизни. С днями рождения, юбилеями, Новым годом, корпоративами и другими торжествами во время поста нужно поступать, руководствуясь христианской любовью к тем людям, которые на этом торжестве будут, чувством меры и собственной совестью. Если отказ от участия может у кого-нибудь вызвать обиду, то лучше прийти на праздник. Но при этом мы вполне можем заранее сказать о том, что сейчас время поста, и попросить приготовить наряду со скоромными и постные блюда. Бог Вам в помощь.

иерей Алексий Титов

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, хотим покрестить деток в вашем храме, девочку и мальчика, одновременно. Но у нас есть только крёстный папа, воцерковлённый, готов нести ответственность за детей и молиться о них. Но у нас нет крёстной мамы, в силу обстоятельств не можем найти, к сожалению, все отказали. Как быть в такой ситуации!?
Ксения

Уважаемая Ксения! Лучше, конечно, придерживаться практики, которая веками существует в Православной Церкви: когда при крещении мальчика есть хотя бы восприемник, а при крещении девочки, хотя бы восприемница, которые берут на себя перед Господом ответственность за то, что ребёнок вырастет православным христианином. Если в Вашем окружении нет подходящих людей, можем порекомендовать Вам попросить Вашу маму, или Вашу свекровь, стать восприемницей для девочки, поскольку по канонам Церкви бабушка может  быть крёстной для своей внучки. Уж они-то не должны отказать! Бог в помощь.

иерей Алексий Титов

 

Здравствуйте. Подскажите, как и когда нужно вводить ребёнка в церковь (ребёнка покрестили). Сколько это стоит в Бресте и какие действия мамы?
Алёна

Уважаемая Алёна! Обряд воцерковления совершается по истечении сорокового дня после рождения ребёнка. Мама с уже крещёным к этому времени ребёнком приходят в храм, где над матерью читаются специальные молитвы об её очищении после рождения ребёнка и воссоединении с Церковью, а также над младенцем, чтобы Господь возрастил, освятил, вразумил и благословил его.  После этого мама исповедуется и вместе с младенцем они причащаются Святых Христовых Таин. 

Что касается подготовки, если Вы кормящая мама, то Вам поститься перед причащением вряд ли нужно. Достаточно будет в этот день воздержаться от пищи с утра, перед Причастием. Вынашивание, рождение и кормление ребёнка - это тоже подвиг, требующий немалых сил. Во время поста мы отказываемся от излишеств, а правильное питание кормящей мамы не излишество, а необходимость. Накануне или утром, по возможности, прочитайте молитвы ко Святому Причащению, или помолитесь, как умеете, своими словами.

Для воцерковления в нашем храме можете приходить в среду, пятницу, субботу или воскресенье, на каждой неделе, примерно в 9.20. В иконной лавке нужно сказать, что пришли на обряд воцерковления, и дальше Вам всё подскажут. Примерная сумма пожертвования за совершение обряда воцерковления 8-10 рублей. Бог Вам в помощь.

иерей Алексий Титов.

Здравствуйте. Скажите, играть в карты в меру просто так - это грех? Слышала, что масти имеют значения, связанные с распятием Христа.
Как понять что блаженны, кто участвует в воскресение первом?
Если люди попали в рай до 2 пришествия то на втором их не будут судить?
Ведь в рай или ад идёт человек, определяется после 40 дней. Или 2 пришествие больше для людей в аду, за которых мы и молимся, чтоб их участь была лучше. Получается, что из ада можно вымолить? Спасибо вам за ответы.
Анна

Уважаемая Анна! Карты являются атрибутом азартных игр. Любая азартная игра греховна. Христианам нельзя играть в азартные игры в целом, в том числе и в карты. Предвижу вопрос: ведь не все карточные игры являются азартными, что же плохого, например, в игре в дурака? Конечно, в дурака на деньги не играют. Но, с другой стороны, сами по себе карты созданы для азартной игры, то есть для греха. И никто не даст гарантии, что сегодняшний любитель перекинуться в дурачка завтра не засядет за преферанс. В наше время игромания и без карт уже стала повсеместной бедой, что же говорить о тех, кто привык держать в руках карты? Ситуация с картами чем-то напоминает ситуацию с оружием. Последнее тоже можно применить как для преступления, так и для самообороны. Однако, учитывая вероятность как первого, так и второго, можно с уверенностью сказать, что любой обладатель оружия является потенциальным преступником, независимо от намерений, с какими он оружие приобретал. В случае с картами также, независимо от мотивации, вынуждающей взять в руки колоду, игрок гарантированно попадает в зону риска, неизбежно подвергаясь опасности рано или поздно сделать первую ставку. Так что не сомневайтесь: игра в карты – безусловный грех. Предостерегая от неё, Церковь одновременно заботится и о чистоте души, и о сохранности кошелька, и о здоровье психики.

    Про Первое воскресение, это из сектантского учения, о том, что было Первое воскресение, и будут ещё два: Второе и Последнее. Православная Церковь этого учения не придерживается.

       После Второго Пришествия Христа и всеобщего воскресения мёртвых совершится Страшный  суд. До Страшного суда посмертная участь людей окончательно не определена. Души всех умерших пребывают в ожидании Всеобщего суда. Поэтому, Православная Церковь и молится обо всех усопших, испрашивая прощения их грехов и спасения в вечности. О состоянии, в котором пребывают души умерших до Страшного суда, говорится в Синаксарии 5 субботы мясопустной: «Да будет известно, что души святых ныне пребывают в неких особых местах, а души грешных — отдельно: те в радости упования, а эти в печали от ожидания наказания. Ибо и святые ещё не получили обетованные блага» (Триодь Постная, Суббота мясопустная, Синаксарий по 6 песни канона).

иерей Алексий Титов

Слава Богу. Подскажите, как распознавать Промысел Божий от лукавых мыслей?
Наталья

Уважаемая Наталья! Человек должен всегда поступать по разуму и по совести. По разуму, исходя из тех знаний идей христианства, которые у него есть, и по совести, поскольку совесть тонкий и живой индикатор наших поступков. Если человек будет так поступать - по разуму и по совести - то пересечение этих двух линий и даст искомую точку Промысла Божия.  Но при этом, как пишет Исаак Сирин, он должен ещё говорить: «Господи, вот что говорит моё безумное рассуждение, вот что говорит моя очень сожжённая совесть, но, Господи, да будет Твоя воля, а не моя». Если человек искренне обращается к Богу с такой молитвой и принимает решение в соответствии со своим пониманием, то даже в случае ошибки человека Бог исправит это. Потому что, в таком случае, человек возлагает искреннее упование на Бога, а не на себя. Тогда и совершается Промысел Божий.

иерей Алексий Титов

Здравствуйте. Подскажите, как церковь относится к ЭКО?
Ангелина

Уважаемая Ангелина! Церковное отношение к ЭКО сформулировано в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются  все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение "избыточных" эмбрионов. 

Поскольку человеческая жизнь начинается в момент зачатия и с этого времени всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно, главной этической проблемой, связанной с ЭКО, является применение методик, предполагающих уничтожение части эмбрионов. Эти методики предполагают внематочное оплодотворение большого числа яйцеклеток, полученных от будущей матери, то есть, другими словами — образование большого количества эмбрионов, из которых лишь один или два переносятся в утробу матери. Эмбрионы, не перенесённые в утробу, должны быть уничтожены (элиминированы). Православная антропология, основываясь на Священном Писании и святоотеческом предании, утверждает, что личность человека появляется с момента зачатия человека. Поэтому любые манипуляции с эмбрионами, намеренно приводящие к их гибели, являются убийством. Помещение эмбрионов в крио-камеру с целью возможного дальнейшего использования в случае неудачи первого ЭКО, также может привести к их гибели, поэтому Церковь не считает такой метод допустимым.

Кроме того, для увеличения вероятности наступления беременности женщине могут перенести в утробу более двух эмбрионов. В случае развития многоплодной беременности возникает риск осложнений как самой беременности, так и последующих родов. В связи с этим врачи нередко предлагают женщине оставить в живых только одного ребёнка путём проведения операции так называемой «редукции лишних плодов», то есть аборта, что также неприемлемо с точки зрения Церкви. 

Кроме того, неприемлемыми являются методы осуществления ЭКО, предполагающие донорство половых клеток или суррогатное материнство: Манипуляции, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобождённое от всяких обязательств по отношению к тем, кто является "плотью от плоти" анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребёнка, помимо "социальных", ещё и так называемых биологических родителей».

Если терапевтические и хирургические методы лечения не позволяют избежать бесплодия, Церковь призывает воспринять бездетность, как особое жизненное призвание. Благочестивые супруги имеют возможность проявить свою христианскую любовь и жертвенность, посвятив себя воспитанию приёмных детей». 

 

Добрый день. У мужа умер сын в прошлом году, муж весь год очень сильно плачет. Я читала, что сильная тоска по умершему мешает обрести покой душе. Так ли это? Что говорит Церковь по этому поводу?
Вера

Уважаемая Вера! Мнение о том, что сильная тоска живых по умершим мешает их душам обрести покой, относится к народным верованиям, которых Православная Церковь не придерживается. Но дело здесь в другом. Если мы верим в Бога, то мы верим и в вечную жизнь. Если мы верим в вечную жизнь, то мы верим и в то, что человек после своей смерти не прекращает своего индивидуального бытия - он его продолжает вне тела до Второго Пришествия Христа. Евангелие говорит нам, что смерть не есть окончательное расставание, но лишь временная разлука. Мы верим, что обязательно вновь встретимся со всеми нашими родными, там, в иной жизни. И встреча эта будет радостной. Вера в это очень помогает пережить утрату наших близких здесь, на земле. Душа человеческая бессмертна, и она может жить без тела. А раз так, то и там, за чертой земной жизни, наши усопшие нуждаются в нашей помощи и поддержке. Получается, Ваш муж, вместо того, чтобы помочь усопшему, тратит свои душевные силы на чрезмерную тоску  о нём. Что это за помощь, которую мы можем оказывать нашим усопшим? Это наша молитва о упокоении их души и о прощении их вольных и невольных грехов. По молитвам родственников, Господь может переменить участь усопшего. Свидетельством этому являются многочисленные случаи из церковного предания и жизни святых. Даже если усопший был далёк от Церкви, он может получить облегчение своей участи по усердной молитве близких. Но для помощи усопшим нужно сначала свою душу привести в порядок. И начать с того, чтобы поднять себя с подушки, умыть лицо, не давать себе всё время пребывать в мыслях об окончательности утраты. И жить, воспринимая жизнь - как дар Божий. А ещё могу посоветовать Вашему мужу провести такой эксперимент. Постараться выгородить в своей жизни три-четыре-пять относительно свободных дней и в эти дни регулярно, утром и вечером, походить в какой-нибудь православный храм, лучше не слишком переполненный, на богослужение. Встать где-нибудь сзади, чтобы самому ничем не смущаться и собой невольно никого не смущать. И просто стоять, стараясь слушать, слышать и отчасти понимать, что будет читаться и петься на богослужении. Если ничего не будет понятно, просто не давать мыслям слишком разбегаться. А в конце этого самоиспытания послушать свою душу, чем отзовётся? О сыне своём помолиться, о том, чтобы Божий промысел о нём и о себе понять и принять. О мире в своей душе попросить. И Господь поможет.

   Но, конечно, если говорить обо всём этом с человеком, который верит, что нет Бога, нет души, нет вечности, то ему вряд ли можно чем-то помочь. Ведь для атеиста смерть безвозвратно, окончательно уничтожает личность, и навсегда отнимает человека. Смерть близких для таких людей - это утрата их навеки, и потому все слова утешения будут для них пустыми звуками. Помоги Бог.

иерей Алексий Титов

Здравствуйте. Есть ли у вас с людьми духовные беседы, наподобие психологов, только духовные?
Анна

Уважаемая Анна! Каких-то групповых духовных бесед у нас на приходе нет. Но если Вам нужна помощь в духовной жизни, то Вы можете подойти к любому священнику у нас на приходе, и договориться о такой беседе индивидуально. Бог в помощь.

иерей Алексий Титов.

Слава Богу, отец Алексей. Подскажите, постоянно мучает такой вопрос: нужно молчать или говорить? Примеров много, но, например, детская школа, у ребёнка в школе очень «недисциплинированный» и т.д. класс. Нужно ли поднимать к обсуждению вслух какие то шокирующее для меня вопросы или всё-таки нужно молчать (что сложно сделать) и принимать всё, как данное от Бога? Но, если все будут молчать, изменений не произойдёт. Посоветуйте, пожалуйста, как правильно поступать. Спасибо.
Нина, г. Брест

Уважаемая Нина! Как и любой гражданин, православный человек может выражать своё мнение и отстаивать свои права. Как христианка, Вы можете помолиться за недисциплинированных учеников, чтобы Господь их вразумил. Помолиться за классного руководителя, чтобы Бог укрепил её. Но никто не запрещает Вам спокойно, мирно и этично выразить учителю, родителям или на школьном собрании, то, с чем вы не согласны, или озвучить какие-то рабочие вопросы, требующие, по Вашему мнению,  решения. Не нужно смешивать «школьную жизнь» и «духовную жизнь». Помоги Господь.

иерей Алексий Титов.

Здравствуйте. Хочу покрестить дочь, ей 8 месяцев. На дому возможно?
Ксения , г.Брест , Восток

Уважаемая Ксения! Таинство Крещения мы совершаем только в храме. Храни Господь.

иерей Алексий Титов

о. Алексий, доброго времени суток! Подскажите, пожалуйста, а что делать с людьми, которые просят помочь деньгами? Иногда даже прямо в храме во время службы. Почему они не работают, когда им нужны средства для жизни? Правильно ли вообще помогать деньгами? Может, это наоборот даёт им повод к расслаблению? Вроде как и понимаю умом, что "просящему дай". Но не каждый раз сердце откликается при их настойчивом прошении. Можно ли отказывать?
Ангелина, г. Минск

Уважаемая Ангелина! На этот вопрос много раз отвечал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: 

"Иногда нам говорят: вы не тем даёте деньги, не тем подаёте милостыню. Приходит какой-то плохо одетый человек и говорит, что у него украли деньги и что он не может доехать на поезде до дома. Раздаются голоса: не надо ему давать денег, он пьяница, он их пропьёт, никакого билета он не терял. Но нам не следует слушать эти голоса - мы должны ответить на просьбу. Давать милостыню нужно, может быть, не в том объёме, в каком нас просят, но дать столько, сколько можем, потому что от сердца даваемая жертва способна, в том числе, пробудить совесть у человека, если он обманывает. Я знаю много случаев, когда люди впоследствии приходили и каялись и говорили, что та небольшая помощь перевернула всё в их жизни, и они поняли, что есть люди, способные поверить и поддержать, и как грешно, как тяжело обманывать тех, кто протягивает руку помощи" - считает Предстоятель РПЦ.

Этим и руководствуйтесь. Помоги Вам Бог.

иерей Алексий Титов

Здравствуйте. Ребёнку 8 лет, не введен ещё в церковь. Когда и как пройти обряд воцерковления? Как подготовиться ребенку и матери?
Екатерина, г. Брест

Уважаемая Екатерина! В храм после сорокадневного послеродового периода больше вводится не ребёнок, а мать, родившая его. Она выслушивает очистительные молитвы и получает разрешение на вход в церковь, которого она до этого времени признавалась недостойною, равно как получает доступ и ко Святому Причащению. А для ребёнка это скорее послекрещальное принесение его в храм, когда он торжественно и вполне причисляется к Церкви.

Для воцерковления в нашем храме можете приходить в среду, пятницу, субботу или воскресенье, на каждой неделе, примерно в 9.20. В иконной лавке нужно сказать, что пришли на обряд воцерковления, и дальше Вам всё подскажут.

Общее правило для взрослых людей при подготовке ко причащению предписывает воздержание и ограничение в пище мясной и молочной на протяжении примерно 3-х дней. Рыба дозволяется, за исключением Великого поста. Но не стоит также забывать, что пост - это не только воздержание от пищи, но суть ещё и духовный пост: смирение, добрые дела, постоянная молитва и покаяние, отказ от развлечений и наслаждений. Матери накануне вечером нужно прочитать в молитвослове Последование ко Святому Причащению. В день причастия и матери и ребёнку с 12-ти часов ночи и до Таинства Причащения нужно воздержаться от пищи и воды. Бог Вам в помощь.

иерей Алексий Титов.

Здравствуйте! Завтра день памяти Иова Почаевского и Димитрия Ростовского. Но Иову поётся «Ублажаем», а Дмитрию «Величаем». Почему так? Почему нельзя всем петь величание?
Ангелина

Уважаемая Ангелина! И святому Димитрию Ростовскому и св. Иову Почаевскому поётся величание. Только св. Димитрий Ростовский является святителем, т.е. святым епископом, и величание святителям начинается со слов «Величаем тя..». А св. Иов Почаевский является преподобным, т.е. святым монахом, и преподобным величание начинается со слов «Ублажаем тя..». Просто так сложилось в веках. Храни Господь.

иерей Алексий Титов.